пятница, 11 сентября 2015 г.

Дневник слепого путешественника


Автостопом  вслепую из Екатеринбурга в Севастополь
Дневник Владимира Васкевича
24 июня – 6 июля 2015 г.

Предисловие

Ура, Ура! Сессия закончилась – а это значит, что наступило лето, и душа просит путешествий, и не просто путешествий, а путешествий свободных и вольных… Короче говоря, сегодня мы отправились автостопом из Екатеринбурга в Крым. Кто это, мы? Вместе со мной едет мой лучший друг – Самур. Почему мы выбрали автостоп? Не знаю, наверное, мы отчасти отчаянные, отчасти романтики, а отчасти делаем это для того, чтобы преодолеть какие-то свои барьеры в голове. В режиме путешествия автостопом – это очень хорошо получается: трасса, много знакомств с совершенно разными людьми, и одновременно лес, горы и пейзажи, которые проносятся мимо тебя за окном. Автостоп – это не только голосование на трассе, но и ночлег в палатках в живописных местах, приготовление завтрака на свежем воздухе и, конечно, в таком путешествии есть время поразмышлять, о чем-то задуматься и возможно что-то изменить в себе.
Ну не будем слишком сильно разглагольствовать: перейдем к описанию самой поездки. Мы с Самуром решили добраться до города героя Севастополь, передвигаясь исключительно на попутках. Наш маршрут составил, по меньшей мере, 3000 км и проходит через 14 городов, такие как Уфа, Саратов, Волгоград, Краснодар и другие. В Челябинске, Самаре и Севастополе у нас запланирована насыщенная социальная программа, состоящая из мастер-классов «Мультимобильность» для местной молодёжи, уроков ориентирования для незрячих и прогулок с завязанными глазами. Не думайте, что мы едем только отдыхать и путешествовать, в первую очередь – это большая работа над собой с интенсивной социальной программой.

24.06
Прощальный поцелуй от любимой девушки, заставляющий немного посомневаться в смысле этой поездки J, рюкзак на плечо и вперед! Первый город, который мы посетим – это замечательный южный Челябинск. Сейчас там по-настоящему южно: по прогнозу +35 градусов Цельсия. С Самуром мы встретимся только в самом Челябинске, а пока, впервые на Урале, я и мой друг Евгений Ведерников – оба тотально незрячие, попробуем доехать автостопом вслепую. Авантюра? Конечно, авантюра. Слепой авантюрист вообще хорошее словосочетание.
Ну да ладно. Встречаемся с Евгением на станции метро Ботаническая, здесь прыгаем в троллейбус и доезжаем до поворота на Химмаш. Отсюда и начнется наше путешествие. Да мы ничего абсолютно не видим, но у нас было время подготовиться, и мы вычитали все удобные позиции стопа от Екатеринбурга до конечного пункта назначения. Сейчас нам нужно было пройти 800 м до бывшего поста ГИББД, где и стоило начать голосовать. Ну как обычно нетерпение человека всегда побеждает инструкцию, и, пройдя метров 300, останавливаемся и пробуем позицию. Воздух еще достаточно прохладный, свежий и приятно холодит кожу, вдали где-то гремит гроза, а навстречу нам несутся машины. Где же вы, дорогие водители, кто нас подберет первым! С такими размышлениями я прослушал свою первую попутку, Женя вовремя подсказал: «Машина остановилась». Звук опускаемого окна и приятный, задорный женский голос поинтересовался: «Куда вам, парни»? От счастья и неожиданности мы потеряли дар речи, а потом в голос протараторили: «В Челябинск, подвезите нас пожалуйста по трассе».
- Ну, запрыгивайте, мы едем не далеко, километров на 5 вас подброшу. – Залазим в машину, а в голове все торжествует: Есть! Мы это сделали! Первая машина!

Небольшое отступление, Поскольку я не вижу, мой дневник будет эксклюзивно специфичен. Я буду больше описывать свои чувства, звуки и обстановку, которую я «вижу» своими ушами. Воображение у меня тоже хорошее, но далеко не факт, что моя картинка будет сходиться с реальностью и фотографиями.

- Вы куда собрались? – второй женский голос. О, это круто! Нас подобрали две девушки, хорошее начало путешествия.
- Да мы в Крым собрались. Путешествуем автостопом.
- Молодцы, ребята, и не страшно вам?
И полилась милая беседа. Сразу чувствуешь себя как-то хорошо и уютно, рассказываешь о себе, знакомишься, слушаешь комментарии о том, что пролетает за окном. Круто, господа и дамы!
Кстати, мы даже имя девчонок спросить забыли. Ну, нам простительно – первый же раз. Наверное, они были блондинки. J
Нас высадили на повороте на Арамиль. Вот здесь и началось самое интересное: закончились знакомые места любимого Екатеринбурга, взамен пришли сплетение всевозможных дорог и магистралей, заборы, отбойники, кусты и деревья, горячий асфальт и «пекучее» солнце. Как в слепую технически определить правильную дорогу? Мы не знаем. Ориентируемся на звук проезжающих машин, логически сопоставляем, что дорога с наиболее оживленным движением должна вести в более большой город, а, следовательно, она ведет в Челябинск, а не в Арамиль. Делаем небольшой марш-бросок, пересекая трассу на Арамиль, и продолжаем идти по главной дороге, не забывая голосовать на ходу. Как оказывается не зря: минут через 20 нас подбирает Юра, который соглашается довезти нас до заправки перед поворотом на Снежинск. Впереди 100 км. – можно немного расслабиться в прохладном салоне с кондиционером.
- Ну, ребят, я высаживаю вас здесь. Тут заправка и кафе. Походите, поспрашивайте – кто-нибудь все равно едет в Челябу.
- Да, да, конечно!
Выпадая из дремоты, отвечаем мы и высаживаемся в новом незнакомом месте. Идем исследовать территорию на предмет живых людей. Вскоре Женя обнаруживает работника автозаправки, который показывает нам место, где лучше голосовать. В этот раз пришлось постоять гораздо дольше, но зато какой результат! Нас подхватывает Алексей и прямо до Челябинска! Супер! Через час мы уже будем в Челябинске! Я часто буду в своих заметках благодарить водителей, они, наверняка, никогда это не прочитают. Но путешествуя автостопом, можно по полной программе оценить всю широту и доброту русской души. В нашем мире, постоянно наводненном различными конфликтами, обязательно должен быть островок добра и счастья – этот островок находится в таких путешествиях.
Алексей покупает нам целый мешок пирожков, которые мы с благодарностью начинаем уплетать, внимательно слушая водителя. Он рассказывает о своей работе и делится последними новостями, расспрашивает нас. Так за разговорами мы въезжаем в Челябинск. Первый слепой автостопный рейд состоялся!

25.06
В Челябинске мы познакомились с чудесной семьей, Юлией и Александром Шумовыми. Вернее, нас встретил только Александр, но мы знаем, что Юля держала руку на пульсе и тоже удаленно участвовала в организации нашей культурной программы в южной столице Урала. Юля сейчас в Краснодаре, куда мы тоже обязательно заедем! Александр работает в крупной компании в сфере информационных технологий, а Юля – доцент юридических наук и преподает в Южно-Уральском государственном университете. Несмотря на то, что мы почти не знакомы и заочно виделись только на мероприятиях «Белой трости», мы были впечатлены великолепным приемом. Поистине, эти два дня пролетели, как одно счастливое мгновение: мы гуляли по лесу и парку, посмотрели основные достопримечательности Челябинска, пообнимались с Александром Сергеевичем Пушкиным и познакомились с челябинскими инвалидами по зрению, предложив им провести у них большое мероприятие, например мастер-класс «Мультимобильность». Еще мы очень «заценили» кулинарные способности Саши – это было, как на старинных пирах: подавались заморские кушанья, а блюда и напитки сменялись друг за другом. Юля, у тебя великолепный муж! Нам с Самуром хочется от всей души поблагодарить вас за гостеприимство! Эта замечательная семья оставила в нашей душе много тёплых и приятных воспоминаний! Мы надеемся увидеться с вами в Краснодаре и познакомиться с вашей маленькой дочуркой - Аделиной!
P.S.
Выкладываю фотографии еще одного любимого члена семьи Шумовых – это собака поводырь Редж! Добрейшее, милейшее и пушистейшее чудо в мире!

26.06
Прежде чем начну свой рассказ далее – небольшая ремарка. У нас произошла ротация путешественников. Евгений – поехал обратно в Екатеринбург, а ко мне присоединился мой хороший друг – Самур. Мы тоже с ним давно собирались как-нибудь прокатиться автостопом, а тут представился такой замечательный случай.
Несколько слов о Самуре. Он профессионально занимается минифутболом и тоже, как и я, является студентом. Самур тоже имеет группу инвалидности по зрению и поэтому наше путешествие не потеряло красок. Шутка! J
Итак, мы из Челябинска отправились в Уфу. По трассе М5 наш путь составил 420 км, которые мы рассчитывали преодолеть за день. Попрощавшись с Сашей Шумовым, который приютил нас в Челябинске, мы отправились на выезд из города. Долго ждать, как и ранее, нам не пришлось. Взмах руки, нас подбирает семейная пара, которая подвозит путешественников до поворота на Чебаркуль. Старт довольно успешный. Продолжаем «стопить» на трассе. Но тут, как нам показалось, от нас отвернулась фортуна, даже не отвернулась, а просто начала от нас удирать во всю прыть. Несколько машин были готовы подвезти, но они были переполнены. Основная часть автомобилей просто игнорировали нас, а однажды, остановившийся водитель, как мы думали для того, чтобы нас подобрать, сказал очень интересное приветствие: «Не рассчитывайте»! И это после того, как мы бежали с рюкзаками за его машиной почти 500 метров? Мы были крайне разочарованы и подавлены. Часы показывали уже около 17.00 – а это значило, что на этом участке мы торчим уже более 7 часов.
На помощь нам пришли Сашины волшебные бутерброды, про которые мы чуть не забыли. Спасибо тебе, Саша! Это был отличный способ повышения настроения. Перекусив, мы с новыми силами продолжили ловить попутку до Уфы. В голове крутилась одна только мысль: «Ну давай ты… ты точно остановишься… А может эта машина…» и т.д. Но все автомобили были равнодушны к нам. И вот, когда мы почти потеряли надежду на успех, около нас притормозил «опель». Так, в своем путешествии мы познакомились с великолепным человеком – Дмитрием.
Дмитрий, как я понял, работает начальником отдела кадров какого-то уфимского завода. У нас сразу нашлась общая тема для бурного обсуждения. Мы рассказали ему про то, что активно занимаемся социальной работой и будем проводить мастер-классы в нескольких городах на нашем пути. Дима сразу стал задавать уточняющие вопросы. «Я знаете, почему спрашиваю вас об этом? У меня на заводе под моим руководством работает группа слабовидящих людей. И они, по моим наблюдениям, с определенными видами работ справляются гораздо лучше, чем зрячие. Я считаю, что эту практику надо развивать и превратить это в технологию, чтобы люди с ограниченными возможностями могли работать на заводах и выполнять ту работу, в которой у них есть неоспоримые конкурентные преимущества перед зрячими. Например, у меня делают детали для двигателей самолетов. Есть определенный момент в изготовлении этих деталей, когда каждую детальку необходимо обработать и убрать все шероховатости. И тут обычное зрение становится врагом человека и качества детали. Сама деталь блестящая и когда смотришь на нее трудно понять, где остались «милизазубринки». А незрячие ребята обладают отличным осязательным чувством и на раз, два распознают и устраняют эти дефекты. Отличная работа, не правда ли? Но необходимо создать специальное обучение, которое бы позволило привлечь к работе не одного инвалида по зрению, а поставить эту работу на поток. Здесь и условия отличные, и достойная зарплата. Я как раз хочу развивать это направление, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья могли работать вместе со зрячими на обычных заводах».
Ну что ж! Отличная идея. Мы его пригласили на наш мастер-класс и обрадовали новостью, что в 2017 году в Екатеринбурге состоится Всемирный конгресс инвалидов, который однозначно даст большой толчок в развитии трудоустройства инвалидов.
За разговорами время всегда летит незаметно. Дима время от времени комментировал проносящиеся за окном пейзажи. Мы пересекали Уральский хребет: дорога стала извилистой, обрывистой, а в машине создался «эффект взлета» самолета и постоянно закладывало уши. Не буду вам описывать пейзажи со слов Дмитрия. Не для этого я пишу эти строки. Я не сомневаюсь, что это было величественно и очень красиво. Только порекомендую, если вы будете проезжать этим маршрутом, на несколько минут задержитесь на площадке, где открывается совершенно ошеломляющий вид на город Хим.
Еще два часа, и мы въезжаем в Уфу. Прощаемся с Димой, крепко жмем руки, ведь теперь мы точно знаем, что занимаемся одним делом. В Уфе у нас нет запланированного ночлега, и поэтому направляемся в поисках оного. Уже достаточно темно, и мы стараемся как можно быстрее подобрать себе местечко для палатки. Вот и оно! Общественный пляж реки Белой. Чем не место? Кто-то скажет опасно? Да ничего подобного: весь пляж заполнен машинами отдыхающих, повсюду слышна музыка – значит можно здесь останавливаться. Тем более, находится достаточно укромный уголок под деревьями, где мы и располагаемся. А теперь вернемся к конкурентным преимуществам незрячих людей. Представьте: ночь, темно, а тут надо собирать палатку. Зрячие судорожно ищут фонарики или домучивают свой и без того уже разрядившийся телефон, чтобы создать себе немного света. А вот вслепую собрать палатку на ощупь достаточно просто. Что мы и делаем, и спустя уже пять минут блаженно растягиваемся в своем уютном гнездышке. Спокойной ночи! Завтра нас ждет Самара!

27.06
Утро начинается с селфи на фоне палатки и утренней Уфы, собираем лагерь, смотрим карту и находим удобный маршрут общественного транспорта, чтобы выбраться на, родную уже для нас, М5 в сторону Самары. Нас ждет 520 км. Утренний звонок от Олега Колпащикова – президента общественной организации «Белая трость», от имени которой мы проводим все мастер-классы в городах нашего следования, прибавляет нам оптимизма. «Мы сегодня выезжаем в Самару, где будем проводить мастер-класс для незрячих горожан этого города».
- Отлично! Увидимся тогда в Самаре или, если что, подберете нас по дороге…
Эх, зря я тогда сказал это заклинание: «если что». Так оно и получилось. Сначала было все вроде достаточно хорошо: мы поймали две попутки, в одной из которых ехал заядлый в прошлом автостопщик. Эти две машинки подвезли нас примерно на 50 км от Уфы. Вот здесь мы и застряли! Машины летели мимо, температура на градуснике неумолимо росла, солнце нещадно «кусало» нас своими лучами, а питьевая вода предательски закончилась. В бесплодных попытках остановить машину мы прошли пешком около 10 км, но все безрезультатно. В глотке все пересохло, кожа на руках и лице моментально сгорела. Тогда мы «поклялись» при первой возможности обязательно купить крем от загара.
Мимо нас вдоль дороги, насколько хватало нашего обзора, простирались поля с отсутствием какой-либо живности, деревьев, а тем более источника желаемой влаги. Еще 10 км. за спиной, мы уже погрустнели, но твердо решили найти какую-нибудь воду: возможно, что нас не подберут и до вечера, а пить что-то надо. Но как говорится в известной поговорке: «Если долго мучиться, что-нибудь получится». Повезло и нам. Мы заприметили небольшую группу деревьев и долгожданный тенек под ними. Свалив рюкзаки в кучу и расстелив тент от палатки, с наслаждением залегли на часик.
Но отдых отдыхом, а ехать надо и воды в наших бутылках тоже не прибавилось. Идем вглубь от трассы в поисках деревни, которую находим в 5 км от трассы. Честно говоря, я знал, что башкирская земля богата различными ручьями и родниками и очень надеялся такой обнаружить, если не в поле, то, как минимум, в деревне. Небольшая деревушка с перспективным названием «Новая», в которой, как мы узнали впоследствии, добывали нефть, оказалась вполне гостеприимной. В дом нас не позвали, но доброжелательно показали родник. Увидев долгожданную воду, я понял, как порой мало нужно человеку для счастья. Умывшись в холодной воде, набрав несколько бутылок и любовно прижимая их к груди, тем самым охлаждая себя, мы вернулись на трассу М5. До Самары оставалось без малого 450 км.
Время неуклонно бежало, а машины все продолжали без малейшей положительной реакции проноситься мимо нас. Несколько раз они притормаживали, как бы собираясь остановиться, но завидев двое путешественников, да еще двое парней, резко набирали скорость. Мало ли, вдруг мы маньяки: J Отчасти я могу понять водителей, но легче от этого нам не становилось. Для того чтобы как-то скрасить томительное ожидание при тридцатиградусной жаре мы начинаем придумывать разные занятия: вспоминаем школьные годы, обмениваемся студенческими новостями и как-то поддерживаем друг друга. Мы прекрасно понимаем, что важно продержаться до захода солнца, а там станет полегче: жар спадет и появится желанная прохлада.
«Стопим» по очереди, регулярно сменяясь минут через двадцать. На своей смене, чтобы было не грустно, начинаю вспоминать все возможные песни, от рока 60-х до эстрадных хитов, типа «Натали». Смешно, но помогает!
К 21.00 мы все-таки подтверждаем истину, что никогда не надо терять надежду и бороться до конца. Это правило работает и в автостопе: около нас тормозит копейка с колоритным деревенским парнем. «Парни, возьму только одного! У меня машина разваливается, перегревается через каждые 50 км. Боюсь не доедем!»
- Ну а как же… Ну, давайте…
- Ладно, садитесь, с божьей помощью доползем.
Едем по 40 км в час, но главное едем. Нас пообещали подвезти на 150 км до заправки перед поворотом на Октябрьск. Все прекрасно! Жизнь налаживается!!! Ветерок из всех открытых окон приятно охлаждает сгоревшие руки, а вода, набранная в роднике, гасит пожар внутри организма. Дима – наш водитель, оказался приятным человеком. Он живет в Октябрьске, а работает в Уфе: перекупает там какие-то запчасти для машин и помогает с ремонтом у себя в городе. Несколько раз, как он и предупреждал, мы останавливаемся для того, чтобы совершить быстрый ремонт и охладить двигатель. Но это даже прибавляет своеобразной романтики и адреналина. Звонит Олег: «Мы проехали Уфу, где вы?»
- Отлично! Подберите нас, пожалуйста, на трассе у поворота на Октябрьский.
Едем дальше с нашим водителем – Дмитрием. За разговорами быстро время летит, даже когда едешь на такой раритетной машине. Так достигаем заправки, где также расположилось кафе. Тут Дима нам предложил:
- Орлы, пойдемте я вас накормлю!
Грех отказываться: через пять минут уплетаем салаты и окрошку. Вот это жизнь! Вот это люди!
Через час нас догоняет Олег с женой Ольгой и Михаилом Войцеховским – тоже незрячим участником наших мастер-классов. В полку «незрячих авантюристов» прибыло! Забираемся в машину к Ольге и берем курс на Самару.

28.06
Сегодня мы в Самаре. Самара – это первый город вблизи от Урала, который можно назвать курортным. Весь день набираемся сил, загораем и купаемся в Волге! Завтра у нас большое мероприятие – первый мастер-класс «Мультимобильность», организованный при поддержке компании «Мегафон».

29.06
Сегодня мы с нашей командой из организации «Белая трость» провели первый мастер-класс, который прошел в рамках проекта «Мультимобильность». На таких мероприятиях мы рассказываем о себе, приводим примеры историй успеха людей с инвалидностью, знакомим участников с современными озвученными гаджетами и презентуем свои проекты. В конце каждого такого мероприятия у нас проходят уроки ориентирования с помощью белой трости для незрячих и прогулки с завязанными глазами для видящих участников мероприятия.

30.06
Сегодня у нас подъем в 5 утра. Цель максимум - доехать до Волгограда, до которого около 800 км. Большое расстояние нечего сказать, в Самаре нас предупредили, что вряд ли это случится. Ну да посмотрим. J У нас хорошее настроение, боевой настрой и великолепная мотивация достигнуть Волгограда – там нас уже ждут в гости. До трассы нас подкидывает Алексей, который в течение двух дней старался сделать наше пребывание в этом городе незабываемым. Это ему удалось на все 100%. Спасибо тебе Лёша! Самара для нас теперь родной город.
В 20 км от Самары прощаемся с Алексеем и идем «стопить». На часах 06.45 – это отличное время для «стопа». Мысленно, про себя, надеемся на удачу и ждем удобную попутку. Наши ожидания вскоре оправдались: около нас притормаживает иномарка и водитель предлагает подвезти до Чапаевска. В разговоре мне он показался очень культурным и интеллигентным человеком. Пока я гадал про себя, кем он работает и чем занимается, мне пришла смс «Офицер полиции». Самур сидел впереди, а я на заднем сиденье. Вот он меня и предупредил по смс. Вот так и путешествуем!
Нас высадили на повороте на Чапаевск, где мы встретили парня из соседней деревни, который предложил нас подкинуть до остановки: «Там проще будет поймать попутку». На остановке мы впервые встретили свою конкурентку – девушку лет 25 с рюкзачком, которая ехала тоже «на юга». Честно поделили пространство и, встав на расстоянии 50 метров друг от друга, продолжили автостоп. Девушку вскоре забрала фура, мы с сожалением проводили ее взглядом, но решили не унывать и сказали себе, что нас тоже скоро подберут. Работая в социальной сфере и занимаясь в основном стратегией и планированием, я знаю такой великолепный прием, который я называю «визуализацией». Прием подразумевает собой детальное представление достижения желаемого результата. Как показывает практика, когда ты постоянно думаешь о своей цели, о том, какого ты достигнешь результата – то ты обязательно его достигнешь. Как вы думаете, что визуализировал я?
Мы с Самуром разделились и отошли друг от друга на 100 метров. Движение было небольшим, и я надеялся поймать машину сразу до Саратова. Так мы голосовали примерно минут 20, но безрезультатно. Я постоянно у себя в голове представлял, большую удобную машину, которая, обязательно, едет очень, очень далеко и нам с ней по пути. Взмах руки и около меня притормаживает фура. Водитель – Игорь, как потом мы поняли, очень замечательный человек. Игорь едет до Азова, и берет нас прям до самого Волгограда! Ураааа! Визуализация сработала! Мы весь день будем ехать и к вечеру окажемся уже в Волгограде. В машине беседуем с водителем, один из нас лежит сзади на койке, а другой сидит впереди. Наверное, мы обсудили все темы, которые только можно обсудить. Началось, конечно, все с политики. Игорь часто участвует в качестве дальнобойщика в гуманитарных колоннах в Донбасс. Поэтому мы слушали его рассказы о том, как проходят подобные мероприятия и про жизнь в независимых республиках ЛНР и ДНР. Сам Игорь очень порядочный человек, семьянин – у него жена и трое детей. В свою очередь, мы рассказали о себе и о цели нашего путешествия.
Весь день мы продолжали передвигаться в фуре. Это было так классно! Мы спали, общались, смотрели фильмы, слушали музыку, а я даже успел поснимать видеоматериал, когда мы переезжали мост через Волгу под Саратовом. Это выглядело примерно так. Игорь: «Волгу переезжаем! Давай фотографируй! Блин ты же не видишь!
- Да я вслепую снимаю. Вот у меня видеокамера!
- Давай, давай! Вот фотографируй! Нет пониже немного! Вот, вот! Сфотографировал?
- Да, да!
- Эх, красота!!!
Пока это лучший наш попутчик за уже 1700 км, которые мы преодолели. Вечером приезжаем в Волгоград, где нас уже встречают двоюродные братья Самура! Сегодня спим в замечательной квартире в центре Волгограда. Завтра опять в путь. В этот раз на Ростов!

01.07 Волгоград – Краснодар
С каждым днем море приближается. Это чувствуется по воздуху, пейзажам и тому чудесному запаху, который витает над полями. Полей здесь очень много. Они протянулись на несколько тысяч километров, начиная от Волгограда и до самого берега Черного моря. Что на них тут только не выращивают: зерно, подсолнухи, кукурузу, арбузы и многое другое. На трассе мы заметили резкое увеличение фур с навозом. Такого насыщенного запаха навоза я не встречал никогда. Ребята, у нас все отлично с импортозамещением, по крайней мере, в аграрной его части.
Утром выходим на трассу до Ростова. Вчерашний наш водитель на фуре заночевал под Волгоградом, и мы, честно скажу, надеялись его перехватить. Так оно и получилось: через час Игорь на фуре подобрал нас в 25 км от города, заметив, что нам очень везет в этой жизни. Конечно, мы это тоже оценили!
Пока едем на фуре и Самур беседует с водителем, займусь дневником. Руки прыгают на клавишах – все-таки российские дороги пока не предназначены, чтобы путешествуя на КАМАЗах, можно было вести дневники в ноутбуках. Ну да ладно. Немного отойду от описательной части моих путевых заметок. Сегодня мне хочется поделиться с вами другими мыслями.
За все время нашего путешествия мы уже сменили около 20 водителей. Эти люди очень много нам рассказали, причем совершенно искренне. Почему искренне? Просто и они и мы понимаем, что вряд ли когда-то опять встретимся. В такие моменты встреч все очень откровенны. И, к сожалению, я понял простую вещь, она имеет отношение к стилю жизни большинства людей в России. 95% из наших попутчиков вели однообразную, до ужаса скучную жизнь. Многие дальше своего города не выезжают, некоторые никогда не были на море, а другие считают, что на отдых у них нет денег. Ну, тут причина не в деньгах, а в психологии. Большинство водителей получают приличные деньги, которых вполне бы хватило на отдых раз в год или раз в два года.
Многие скажут: «Хорошо тебе рассуждать. Вот появится у тебя семья, дети и прочее. Начнутся проблемы и т.д.» Отлично, но вы с детьми и женами не выезжаете даже на пикник в соседний лес. А если подобное случается, то это редкостный праздник. Я согласен, что семьянину не поехать автостопом. Его просто жена съест с потрохами. Тогда можно путешествовать всем вместе. В любом регионе России есть множество интереснейших мест. Опять же, в каждой области найдется озеро или другой водоем, пригодный для купания. Поэтому начинайте свои путешествия, путешествуйте семьей! Это так классно!
Что мне дает путешествие? Множество положительных эмоций, заряд бодрости и хорошего настроения, которого хватает на последующий полгода или даже год. Путешествия – это отличная возможность познакомиться с культурой, обычаями и традициями тех мест, которые вы проезжаете, это возможность посмотреть новые красивейшие места и пейзажи и, наконец, это возможность просто почувствовать себя счастливым и свободным от рутинных будней. Поэтому, давайте путешествовать!!!
За размышлениями мы проехали Ростов. Дальше Игорь сворачивал, и нам пришлось распрощаться с ним. Спасибо тебе, Игорь! Надеюсь, мы еще увидимся!
Уже достаточно поздно, около 23.00, но мы продолжаем автостоп. Сегодня будем ехать всю ночь до Краснодара, до которого 280 км. В Краснодаре нас уже ждет Юля Шумова и скоро к ней присоединится Саша с дочкой, который нас встречал в Челябинске. Первый раз используем головной фонарик. Сегодня ночью он нам очень пригодится. В темноте нас принимают за гаишников, поэтому все тормозят, но, распознав «подставу», быстро уносятся вдаль. Уносятся, но не все: через час нас подбирает мужчина с приятным кавказским акцентом, который едет во Владикавказ и подвезет нас почти до самого Краснодара. В пути он кормит нас краснодарскими помидорами, сосисками и пирожками. Кавказское гостеприимство на высоте!
Высаживаемся на повороте на Краснодар, до которого еще остается 100 км. Уже стоит кромешная тьма, и мы решаем заночевать в полях. Ставим палатку и спать. Завтра будем в гостях у Юли Шумовой.

02.07
Сегодня мы отдыхаем! Разместились в домике Юли, который она снимает на окраине Краснодара. Едим фрукты, гуляем по городу и наслаждаемся солнцем и запахами травы. К Юле приехали ее муж с дочкой, и мы познакомились с прелестной Аделиной. Чудесный ребенок! В Самуре она нашла себе лучшего друга, и они играют и бесятся целый день. Аделина уже год ходит на секцию тхэквондо, так что, Самур, не перечь даме J

03.07 Краснодар – Угловое, Республика Крым
Сегодня мы решили выехать под вечер и за ночь переправиться через Керченский пролив. «Наверное, ночью переправа более свободна, и мы потратим меньше времени», – так думали мы вечером, прощаясь с семейством Шумовых в Краснодаре. Сначала были опасения по поводу того, что ночью нас никто не подберет, но на деле оказалось все с точностью наоборот: только мы поднимали руку, как около нас тормозила машина. Таким образом, потихоньку - помаленьку мы добрались до Славянска на Кубани, откуда до моря оставалось чуть более 150 км. И здесь нам повезло так, как, наверное, никогда не везло ни одному автостопщику: мы поймали попутку до Севастополя. Да, да, молодые ребята путешествуют на машине и направляются в Севастополь. Это значило, что они подвезут нас до переправы, вместе с ними мы переправимся и доедем, почти через весь Крым, до Севастополя. Вот это удача! Саша и Денис, подобравшие нас, каждый год на машине ездят путешествовать. В этот год они собираются покружить по Крыму, а потом проехать по Кавказу. Замечательный план! Мы тоже делимся своими историями из девятидневного, к этому времени, путешествия. Благо есть что рассказать.
Мы с Самуром много слышали разного о переправе через Керченский пролив: кому-то приходилось ждать парома 3 дня, а кому-то 1 час. Не знаю, может, мы удачно выбрали время, но на переправе мы простояли в очереди 4 часа, после чего паром под названием «Победа» за 20 минут перенес нас на берег республики Крым. «Урааааа! Мы в Крымуууу!» За спиной 3000 км. Залазим в машину к ребятам и продолжаем наше путешествие. Саня шутит, что ни фига мы не автостопщики, нам слишком везет, и вообще мы халявщики. Да, мы особо удачливые автостопщики! В Севастополе мы будем снимать квартиру, но заезд у нас назначен только на 6 июля, поэтому мы решаем остановиться в деревне Угловая, которая расположилась на берегу Чёрного моря в 40 км от города-героя.
Ребята нас высаживают на трассе, около деревни. «Пока, пока! Вы просто супер!!!» До моря осталось 4 км, и мы почти бегом несемся на пляж. Нас ждет горячий песок, прохладная вода и солнце, солнце и много солнца! Через 20 минут до нас доносится запах моря, а через 30 минут мы вылетаем на всем бегу на пляж. Вещи «за борт», скидываем рюкзаки и в воду!!!

05.07 Угловое - Севастополь
Незаметно пролетели эти два дня, которые мы провели в деревне Угловое. Свой лагерь мы разбили прямо на пляже. Отдыхающих в Крыму очень много, но всем хватает места и никто никому не мешает. Так что прошу не делать резких выводов, насмотревшись всяческой бредятины в интернете. Пляжи абсолютно доступны и свободны. Купайтесь вдоволь. Что мы и делали. Загорали, купались и опять загорали.
Особенно красивы, в моем понимании, ночи на берегу моря. В эти моменты природа как бы замирает и вся людская суета затихает. Тогда на сцену побережья выходят чайки и этот чудесный ночной прибой, который так приятно слушать, лёжа у себя в палатке. Непередаваемое впечатление и наслаждение.

06.07. Севастополь: взгляд изнутри
Мы финишируем в чудесном городе Севастополь!
Это великолепный, красивый, очень чистый город с богатейшей историей и традициями. Я бы назвал этот город вторым Санкт-Петербургом в России. Здесь очень спокойные, никуда не спешащие и очень культурные люди. Первое, что нас поразило, водитель маршрутного такси, который приветствовал каждого пассажира, просил держаться за поручни, аккуратно выходить и ни в коем случае не спешить, чтобы не упасть при движении. Наши маршрутки отдыхают. В них обычно спрашивают деньги, а потом уже думают о других проблемах. Или вообще не думают? J
Севастополь – это военный город. Здесь базируется наш Черноморский флот, поэтому у нас, в основном, патриотическая программа: мы идем на Тридцать пятую батарею, в Музей в Балаклаве и на гору Сапун. Эти места активных боевых действий во Второй мировой войне, и я считаю, что их должен посетить каждый человек, побывавший в Севастополе. Эти мемориалы позволяют задуматься о ценности человеческой жизни, о ценности родины и о тех, ужасных последствиях, которые может принести война. Надеюсь и очень хочу, чтобы она никогда не повторялась!!! У вечного огня на горе Сапун возлагаем с Самуром цветы в память о миллионах людей, отдавших свои жизни за то, чтобы мы сегодня жили с мирным небом над головой. Бабушки, дедушки, родители! Рассказывайте, показывайте, и вновь рассказывайте! Никто не должен быть забыт, ничто не может быть забыто!
За несколько дней проведенных в этом замечательном городе мы познакомились с очень интересными людьми. Особую гордость у меня вызывает мое знакомство с писательницей Валентиной Лесуновой, которая радушно встретила и приняла нас. Валентина Перфениевна очень образованный человек с большой Душой. Мы провели с ней много часов в дискуссиях на интересные темы. Эти дни всегда останутся у меня в памяти! Спасибо вам!
Александра Лазорева – это еще один человек, который позволил убедиться нам, что в Севастополе живут замечательные и деятельные люди. Саша активно ведет общественную деятельность, работая сразу в трёх местных некоммерческих организациях. Вместе с ней мы организовали и провели для местной молодёжи мастер-класс «Мультимобильность», в котором подробно рассказали о проектах АНО «Белая трость» и о наших автостопных приключениях по пути в Севастополь. Уверен, что я сюда еще обязательно вернусь в скором будущем, и мы проведем множество интересных мероприятий в библиотеках, на площадях и, конечно, в морских бухтах этого прекрасного города!
Что касается нашего путешествия, то оно закончилось. Немного грустно. Это было чудесных, незабываемых 12 дней приключений. Мы проделали на попутках расстояние в 3000 км, поймав по пути более 30 попуток. Самым удачным попутчиком оказался Игорь из Самары, который подвез нас за два дня на 1300 км. В своем путешествии мы «стопили» начальника завода, водителя фуры, работника атомной электростанции, офицера полиции и простых деревенских парней. Наш автопарк был более чем разнообразен: от разваливающейся копейки до Toyota Land Cruiser. Автостоп подтвердил, что является самым бюджетным способом путешествия: за всю дорогу до Севастополя мы потратили около 2000 руб., при этом особо себя ни в чем не ограничивали. В трёх городах мы провели мастер-классы и встретились с местной общественностью, местными инвалидами, с которыми поделились своими успехами, историями успехов других людей с ограниченными возможностями.
Мне хочется, от всей души, еще сказать слова благодарности тем людям, без которых это путешествие никогда бы не состоялось! Кто-то нам делал карту, кто-то нам звонил и поддерживал, кто-то писал очерки, кто-то снабжал нас провизией, а кто-то просто молился! Конечно, первое большое спасибо – это моим родителям, которые больше всех волнуются и переживают. Но поверьте, это того стоит, в такие моменты путешествий я по-настоящему счастлив! Я благодарен моей девушке Ирине, которая в трудные моменты нашего пути по телефону, скайпу и в социальных сетях поддерживала нас. Большое спасибо Герасимову Алексею Ильичу. Не проходило ни одного дня, чтобы Алексей Ильич не связался бы с нами и не поинтересовался как у нас дела. Благодаря ему эти небольшие путевые заметки прочитают множество людей. И я надеюсь, что мои дневники будут для них не простыми рассказами, а хорошим побуждением к решению своих задач и проблем.

Это путешествие останется с нами навсегда. Я уверен, что буду вспоминать счастливые эпизоды очень часто, и они будут придавать мне сил, настроения и мотивации. Присоединяйтесь к нам следующим летом! Предлагаю маршрут Екатеринбург – Байкал, Монголия или Екатеринбург – Грузия – Турция!