воскресенье, 26 января 2014 г.

Июль 2013 Гидростоп по Лене, Якутск, Магадан


На танкере по Лене

Итак, я в порту Осетрово ожидаю отправления вниз по Лене судна, на которое меня уже пообещали взять.

1.07. К 9-00 подошел на нефтебазу к агенту по отправке танкеров, как и договаривались накануне. Он очень удивился, увидев меня, т.к. думал, что я уже уехал и сказал, что мой танкер ушел. К счастью, он ошибался. Добрые тетеньки из диспетчерской связались по рации с капитаном и за мной на берег прислали толкач "Улькан". Я не успел даже собрать палатку, закинул все вещи в нее и на "Улькане" переправился на стоящий рядом танкер. Меня встретил старпом Виктор. Палатку с вещами я бросил на корме и мы пошли в рубку. Познакомились с капитаном, Сергеем Алексеевичем. Все 5 дней пути он называл меня на "Вы". 
Капитан сразу же попросил мои документы. Заглянув в паспорт, спросил, почему Иван представляется Севой. По привычке я выложил свою заученную наизусть басню.
На борту девять человек. Среди них две женщины-матрос и повар. Три пацана-практиканта: двое из Ростова-на-Дону, один из Ярославля. Остальные все-местные, из пос. Алексеевск, чуть ниже по Лене.
Мне помогли собрать мои вещи на корме и перенести в радиорубку, где меня и разместили. Геологи, которых навязали капитану на борт, к счастью, приехать не успели.
Практически весь день я провел в капитанской рубке, общаясь с командой судна и любуясь ленскими пейзажами. 







Кругом леса, холмы, каменистые обрывы, скалы. По берегам немало заброшенных населенных 
пунктов.



Я настойчиво предлагал свою помощь в том, чтобы драить палубу, красить борта или чистить картошку, но Сергей Алексеевич сказал, что мои руки в рейсе не понадобятся. Он дал команду повару готовить на пассажира. Жрачка  очень даже ничаво так!
По Лене проходит немало судов. Говорят, раньше было гораздо больше. Сергей Алексеевич вырос на флоте. Его родители работали речниками, он пошел в речники, и вот теперь его сын тоже на борту в качестве третьего помощника капитана. И внук-туда же!





Вечером пошел сильный дождь и град. На ночь встали на якорь, поскольку опустился густой туман.

2.07. После завтрака я долго спал. Чтобы не было скучно в пути, решил найти что-нибудь почитать. Ни у кого из членов команды абсолютно никакого чтива не оказалось. Тогда я обратился к капитану. Он вынес из своей каюты большой том рассказов Льва Толстого. Теперь мне было чем заняться! Даже и не думал раньше, что Толстой такой интересный писатель. Взахлеб прочел "Отца Сергия", "Смерть Ивана Ильича", "Поликушку" и много чего еще. 
К вечеру бросили якорь у Алексеевска. Капитан и многие члены команды пошли ночевать домой, на берег. Я наконец-то вышел в Ынтырнэт с телефона одного из механиков.

3.07. Рано утром все вернулись, но отправились дальше только в 9 часов, т.к. был туман. 
На камбузе долго общались с сыном капитана. Он много говорил, а я понимающе слушал. Начали смотреть "Тараса Бульбу" на DVD.
На ночь встали на якорь.

4.07. В 5 утра продолжили путь. Я долго спал, читал и зашивал свою одёжу. Капитан присылал за мной вахтенного-приглашал подняться наверх посмотреть на красивые места, которые мы проходили. Весь день шел дождь. Возможно, завтра уже будем в Ленске.








5.07. После обеда подошли к Ленску. Я поблагодарил капитана, попрощался с командой и сошел на якутскую землю. Обогнул ленскую нефтебазу и вышел к выезду из города.


Ленск-Якутск

До Якутска около 1500 км по федеральной трассе, никогда не имевшей асфальтового покрытия. 






Транспорт ходит нечасто, но зато редко кто проезжает мимо. До поселка Алмазный доехал с ребятами на старенькой "Волге". Они прокатили меня по поселку, показали местные достопримечательности, а затем, дождавшись, когда жена одного из них уйдет на работу, пригласили домой поесть. Пацаны сказали, что много слышали о путешественниках, но сами таких, как я, никогда не встречали. Поэтому им было по приколу со мной пообщаться. Дали с собой два десятка домашних яиц, пакет шоколадных конфет и других подарков.
В Алмазном я впервые увидел драгу. Это плавучий завод по добыче алмазов и золота.




На выезде из поселка я встретил мужика, который, как и я, ловил попутку. Он оказался начальником бригады, которая трудилась на строительстве моста через реку Вилюйчан. Его машина сломалась, но нужно было отвезти рабочим несколько больших коробок с продуктами. В итоге он договорился с местным жителем, что тот отвезет нас. Но заправить машину было нечем. Ближайшая заправка в Мирном, а до него еще ехать! Через час топливо они где-то раздобыли и мы поехали к Вилюйчану. Прибыли уже поздно, в строительном вагончике нас ждал гостеприимный киргиз. Никогда бы не подумал, что я, русский, буду в Якутии с киргизом пить армянский коньяк! Заночевал в их вагончике, а наутро отправился дальше. 
До Якутска оставалось чуть больше 1000 км. По пути 5 переправ. 4 из них-через реку Вилюй.
На одной из переправ познакомился с веселым дедом, который занимается бегом на дальние дистанции. Самый большой забег у него был Москва-Якутск. Он прилетел в столицу и сразу из аэропорта побежал назад! Пробегает в день около 100 км. Его имя занесено в книгу рекордов Гиннесса, как имя первого человека, который пробежал до Северного Ледовитого океана в г.Тикси. Бегать начал в 50 лет, когда начались проблемы с сердцем. Сейчас ему 70. Превосходно себя чувствует! 
Там же, на переправе, нашел попутку до самого Якутска! Ехал на джипе с тремя мужиками. Один из них якут. Эту 1000 км преодолевали почти трое суток! Грязи по колено, обычные легковушки просто застревают. Где нет грязи, там камни, колдобины, ямы... Очень редко мы разгонялись быстрее 40 км/ч.  И это по федеральной трассе! 




А раньше я думал, что в центральной России плохие дороги! Неудивительно, что ту, европейскую, часть страны многие местные называют материком или Россией, будто сами не в России и не на материке.
Из Якутска я переправился через Лену на большом пароме. Гидростопом, так же, как и через предыдущие речки.


Якутск-Магадан
На правом берегу Лены паром причалил у поселка Нижний Бестях. Пешком дошел до выезда. До Магадана 2000 км. Меня очень порадовала дорожная табличка, согласно которой ремонтом трассы и укладкой асфальта здесь занимаются армяне. Вскоре мне остановил армянин на "КАМАЗе". Душевно пообщались. Ночевал возле их стана. Получил в подарок много консервов! Колымская дорога, хоть и без асфальта, гораздо лучше якутской.
Добравшись до реки Алдан, на пароме познакомился с водителем пикапа, который имел московские номера. Серега вместе с девушкой Леной,-магаданские ребята,-перегоняли джип из Москвы домой, не торопясь они путешествовали по России. Ребята потеснили свои вещи, чтобы я поместился в машину. Доехали до Хандыги. Они пошли ночевать в гостиницу, а я познакомился с местными чеченцами и поставил палатку под крышей их строящегося магазина. Чеченцы были очень рады гостю, поделились продуктами и дали кипятка.
Следующий день с Серегой и Леной ехали до Усть-Неры. Это середина трассы Якутск-Магадан. Подружились с ними. Теперь они уже пригласили меня помыться в свой гостиничный номер, вместе поужинали и выпили, а ночевать я остался в машине.
Затем около суток ехали до аэропорта Сокол, это уже почти Магадан. По дороге чуть не попали в аварию. Открутились гайки на заднем колесе. Серега был на нервах и по дороге материл Лену. А я читал им стихи, чтобы отвлечь от негатива. 

Я рассказал, что хочу подработать в Магадане, чтобы были деньги на оставшуюся часть путешествия. Серега пытался устроить меня в старательскую артель, по трассе их много встречается. Но нигде бородатым саратовцем не заинтересовались. Дорога в Магадан очень красивая! Высокие сопки, живописные перевалы, бурные реки. К июлю еще не на всех сопках  растаял снег. 





В поселке Сокол живут родители Сергея. Приехали к ним уже под утро и легли спать. Меня определили в баню. Там сухо и тепло. После обеда я проснулся и Серега отвез меня в город. На въезде в Магадан он показал мне скульптуру Эрнста Неизвестного "Маска скорби". Это памятник жертвам ГУЛАГа.




В Магадане мне негде было остановиться. Я пошел в библиотеку и в интернете стал искать вписку. От адвентистов седьмого дня дозвонился до одной девушки. Она отправила за мной машину. Так мы познакомились с Троллем. Этот парень отвез меня к себе, а через полчаса мы пошли встречать еще двоих стопщиков-парня и девушку, которые приехали из Владивостока.
Тролль отвез нас к Маджесту, в однокомнатную квартиру. Там мы и расположились. 

Серега, который вез меня на Колыму, нашел мне подработку на стройке. Десять дней я жил и работал на даче одного магаданского мажора на берегу бухты Гертнера.



Каждый день во время прилива купался в холодном Охотском море, ибо помыться было негде. Единственное неудобство морской воды-то, что в ней мыло не мылится. Но я приспособился мыться фейри-ему не страшна холодная и соленая вода!
По выходным мы общались с Маджестом и его другом Комендантом. Они открыли мне все прелести фильма "Догма"!


Комендант называл меня интересным персонажем, подарил мне три красивых ножа и интересную книгу психолога Николая Козлова. 

Магаданские адвентисты седьмого дня подарили мне кое-что из обуви и одежды. Я решил прокатиться еще по тем местам Магаданской обл, куда возможно добраться автодорогой. 
В поселке Ола я присел покурить "Беломора" на детской площадке и случайно познакомился со странной женщиной, которая гуляла с внуком. Она пригласила меня ночевать в квартиру. Мы поели, выпили вина. И она начала рыдать и исповедоваться мне, т.к. приняла меня за божьего человека. Затем эта женщина подарила мне необычный камень, тайком привезенный ее мужем с "Луны" (так называется крупный объект золотодобычи, где многие местные работают вахтой). Когда я спросил разрешения помыться в ванной, она сказала мне, вытирая слёзы: "Идите лучше домой!"
И я вернулся в Магадан, где заночевал в женском монастыре. Рядом с монастырем есть армянское кафе, куда я зашел, весьма проголодавшись. Армяне с радостью накормили русского, который говорит на их языке! И отправился я в поселок Талон. По дороге есть переправа через реку Яна, которая является бесплатной и для автомобилей, и для пешеходов. Наверное, это единственная в России бесплатная переправа! До Талона меня подвозила гостеприимная семья. Они предложили заночевать у них на даче. Когда я ходил помыться на речку Тауй, меня окликнул прохожий: "А где это у нас ДРСУ-Дон работает?" Так я встретил земляка.
У рыбаков посмотрел на хариуса и мальму-рыбу, которую ловят в сибирских и дальневосточных речках. 
Из Талона я вернулся на 13-й км магаданской трассы и поехал на северо-восток области, в поселок Омсукчан. По дороге видел медведя. Он быстро бежал впереди машины, напрягался, бедняга, пока не сообразил, что надо уходить в сторону. В Омсукчан меня привезли в час ночи. Я нашел подходящий заброшенный дом и поставил в нем палатку. Проснулся утром от того, что рабочие заправки заметили в доме палатку. Вышел, познакомился с тремя мужиками. Один из них, Влад, оказался хозяином магазина автозапчастей. Он показал мне свой магазин и мы выпили пива. Влад много рассказывал про поселок и о себе. Он называл меня то Всеволодом, то Савелием, то Севастьяном и обращался исключительно на "Вы". Через некоторое время он решил съездить за коньяком "Кантемир". С таксистом-татарином мы катались в магазин. После коньяка нам захотелось покорить сопку Фестивальную, с которой хорошо видно поселок. Ни телефона, ни фотоаппарата у меня не было, а Влад обещал нафотографировать меня там и затем прислать на мыло. Влад купил еще конька, водки, закуси и пшикалку от комаров, и мы отправились в путь. 
Дорогу пересекала мелкая, но очень бурная речка. Обычно такие речки здесь тихие, но после дождей воды в них становится много. Кое-как мы перебрались на другой берег. Влад упал в воду и промок. Мы развели костер, пожарили сосисок и погрелись. Долго блуждали по лесу, часто останавливались смочить горло. Ползали-собирали жимолость и голубику. 
Смеркалось...
Так и не дойдя до сопки, мы решили вернуться назад. Но дорогу найти не могли. Еще более полноводная бурлящая шумная речка преграждала нам путь. Омсукчанка, мать ее! Мне удалось найти место, где было несколько островков. Можно было перейти реку поэтапно. Кое-как я убедил не умеющего плавать Влада войти в реку. Полностью промокнув, мы выползли на последний, пятый, островок. От него до берега метров десять, но течение было настолько бурным, что даже пьяными мы не рискнули полезть туда. Унесло бы к чОртовой матери! У меня из кармана незаметно унесло документы и деньги, в ног сорвало обувь. Влад потерял оба своих крутых телефона. Уплыл и пакет с остатками пойла и закусью. Такого отчаяния я никогда раньше не испытывал! Весь мокрый, замерзший, пьяный, босой... не знаю, куда идти и что делать... Влад начал трезветь и сориентировался. Мы договорились, что я побегу к ближайшему мосту через реку (до него около 5 км по каменистым сопкам) и вызову помощь из поселка, а Влад останется ждать на островке. Было около 22 часов.
Я до крови изранил ноги об острые камни, порвал одежду, съезжая на заднице с крутых склонов. Бежал, моля Ктулху о помощи! Я высох, протрезвел и вспотел. Страшнее всего было бы встретиться с медведем! Кое-как я нашел этот мост, в темноте дошел до поворота к поселку. Весь путь занял часа три с половиной. К моему счастью, там работал дорожник на экскаваторе. С его телефона я вызвал МЧС, представившись Александром Ивановичем Золотаревым. Экскаваторщик, парень из Харькова, пустил меня погреться в одноместную кабину. Приехали МЧСники, смотрят на меня, лохматого, босого, израненного, в рваной одежде и... радуются! К счастью, у них оказался лимонад,-сушняки меня замучили. Мы взяли с собой мента с автоматом (противомедведевая защита) и пошли искать Влада. Блуждали, кричали, вопили в темноте... безрезультатно. Решили вернуться в пожарную часть и дождаться рассвета. Там я чуть согрелся, попил чаю, полежал под одеялом. Пожарные называли меня Саней Золотаревым. Мужики хотели оставить меня там, но я настоял на том, чтобы пойти с ними. Я единственный, кто мог сориентироваться и найти то место, где был Влад. На рассвете, уже без мента, мы отправились на поиски с двумя собаками. Ходили несколько часов. Оказывается, к Фестивальной сопке есть прямая тропа, без бродов и ебеней. Ее найти нам с Владом не было суждено. Мы с МЧСниками громко кричали, надорвали глотки. Ходили везде, где только возможно пройти. И вдруг на наши крики откликнулся Влад!!! Это была великая радость! Он жив! Оказывается, Влад всю ночь сидел на корточках на островке, уснул и упал в воду, потом опять выполз на островок и ждал нас. Замерз и ужасно проголодался.
Так Влад вернулся домой к жене и сыну. Я зашел к МЧСникам попить чаю и отправился в свою палатку в заброшенном доме. Все мои вещи и еда остались у Влада в магазине, но на заправке меня угостили вкусными котлетами. Весь день я спал.
Вечером, хромая и охая, пошел к Владу домой. Он уже отогрелся и выспался. Слова, которыми он меня встретил: "Синька-чмо!" Я забрал из его магазина свои вещи.
Из Омсукчана я не мог уехать сразу. После дождей размыло дорогу и с Владом мы еще виделись. Но пили только кофе. Он дал мне 1000 руб, т.к. все мои деньги утонули.
Думаю, всё дело именно в коньяке "Кантемир". Ведь когда я пил армянский коньяк, мои документы никуда не уплывали...


Таким был мой июль! Красота!