В Чусовском районе Пермского края находится единственный в России музей истории политических репрессий, расположенный непосредственно на территории бывшего лагеря для политзаключенных.
В советское время через этот лагерь прошли многие свободомыслящие люди – писатели, ученые, правозащитники. Некоторые заключенные погибли здесь от тяжелых условий.
Лагерь «Пермь-36» просуществовал рекордно долго – до 1988 года. Он закрылся последним из российских лагерей для политзаключенных. К моменту закрытия лагерь «Пермь-36» имел два отделения: участок особого режима и участок строгого режима.
История лагеря в поселке Кучино Чусовского района началась в 1946 году. Сначала заключенные занимались рубкой леса.
В 1954 году лагерь ИТК-6 (так он тогда назывался) сменил профиль. Вплоть до 1972 года в него направляли осужденных за преступления сотрудников советских правоохранительных органов. Поскольку многие из них отлично знали систему охраны таких учреждений, для исключения возможности побегов многократно была усилена охрана лагеря. Территорию обнесли дополнительными заборами.
В 1970-х лагерь приспособили для заключения инакомыслящих. В советское время всегда больше всего боялись свободно мыслящих людей, поэтому лагерь на окраине поселка Кучино выбрали неспроста. Он был максимально защищен от возможных побегов, гарантировал полную изоляцию от внешнего мира.
В документах лагерю присвоили аббревиатуру ВС-389/36. Правозащитники и диссиденты прозвали его по последним цифрам «Пермь-36».
В 1980 году здесь открыли участок особого режима. В него помещали «рецидивистов» - тех людей, которые, отсидев срок за «политические преступления», были осуждены снова. Здесь содержались наиболее честные и вольнолюбивые жители нашей страны, для которых были важны демократические принципы. Те, кто ратовал за наши права и свободы. Именно их советский режим считал «особо опасными преступниками».
Здесь отбывали срок такие личности, как Владимир Буковский, Сергей Ковалев, Юрий Орлов, Валерий Марченко, Натан Щаранский, Глеб Якунин, Левко Лукьяненко. Не все доживали до своего освобождения. Например, здесь погиб известный украинский поэт Василь Стус.
Участок особого режима организовали в бывшем здании лесоперерабатывающего цеха. Камеры здесь всегда были закрыты. Руководством лагеря «Пермь-36» делалось все для того, чтобы полностью изолировать этих заключенных от других.
Идея создания музея ГУЛАГа возникла в 1992 году. Четыре года ушло на подготовку музея к открытию. В 1996 году музей истории политических репрессий «Пермь-36» принял первых посетителей.
Тюремные бараки были отреставрированы. В них разместились экспонаты музея ГУЛАГа. Кое-какие утраченные элементы лагеря (заборы, вышки, сигнально-предупредительные сооружения, инженерные коммуникации) были воссозданы заново.
На территории участка строгого режима сохранились барак 1946 года постройки, штрафной изолятор, медсанчасть, баня с прачечной, штаб, водонапорная башня.
В «Перми-36» можно увидеть аллею, которая была посажена заключенными в 1948 году.
В производственной части участка строгого режима можно увидеть мастерские, цех, пилораму, кочегарку, здание дизельной электростанции и т.д.
"Пермь-36" - это единственный сохранившийся до наших дней лагерь ГУЛАГа! Здесь можно ясно представить, как жили в те суровые времена политические заключенные – так называемые узники совести. Особое впечатление на посетителей музея ГУЛАГа производит «прогулочный дворик», в который иногда выводили на «прогулку» политзаключенных. Это помещение 2х2 метра с колючей проволокой сверху!..
В 2004 году Фонд Мировых Памятников включил «Пермь-36» в список 100 особо охраняемых памятников мировой культуры. В настоящее время идет процедура по включению музея в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 2012 году администрация нового губернатора края Виктора Басаргина приняла решение создать на базе лагерного комплекса «Пермь-36» государственный музей. По итогам встречи правления АНО с губернатором в декабре 2013 года было решено назначить исполнительным директором нового «Государственного автономного учреждения культуры „Пермь-36“» (ГАУК) Татьяну Курсину, занимавшуюся координацией просветительской деятельности музея.
В январе 2014 года в новую госструктуру перенаправили все деньги, которые раньше доставались АНО, и перевели на неё все здания и постройки комплекса. В марте 2014 года Курсина вступила в должность, однако в мае 2014 года она неожиданно без объяснения причин была уволена министром культуры региона Игорем Гладневым. На её место чиновник назначил собственного заместителя Наталью Семакову. В дальнейшем из-за этого «Пермь-36» покинула большая часть сотрудников, из-за чего в музее теперь показывают лишь старые экспозиции.
Часть экспозиций была закрыта из-за недовольства общественной организации политолога Сергея Кургиняна «Суть времени», писавшей открытые письма губернатору и президенту против музея, в чём их поддержали некоторые ветераны пермской системы исполнения наказаний. В 2014 году музей подвергся многократным проверкам со стороны городской и районной прокуратуры, ОБЭПа, антиэкстремистского центра «Э» при краевом ГУ МВД, попутно оперативники посещали и самих работников музея.
21 октября 2014 года в Перми прошел митинг против музея. Пермские коммунисты вышли с лозунгами: «„Пермь-36“ — плевок в наших ветеранов» и «В „Перми-36“ оплакивают фашистских наймитов и захватчиков». Секретарь крайкома КПРФ по идеологии Геннадий Сторожев говорил со сцены: «Сейчас, когда в Донбассе продолжается кровавая бойня, а по улицам городов Украины открыто и нагло маршируют с факелами неофашисты, содержать и лелеять организацию, оправдывающую и героизирующую бандеровцев, — недопустимо!»
30 июля 2013 года правительство Пермского края издало распоряжение "О создании бюджетного учреждения культуры «Пермь-36». Осенью 2013 года автономная некоммерческая организация Мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36» получила статус федеральной, и музей был включён в число национальных мест памяти.
В 2014-м местный минкульт не выделял «Перми-36» субсидии более полугода — с 1 января по 8 июля, из-за чего возникли долги перед поставщиками коммунальных услуг и сотрудниками. Вследствие этого в апреле музейный комплекс оставили без воды и тепла, возникли арбитражные иски от контрагентов. Летом «Пермь-36» с одобрения Семаковой посетили сотрудники НТВ, в итоге выпустившие для программы "Профессия - репортер" сюжет под названием «Пятая колонна», негативно освещающий работу музея. При этом по территории музея съемочную группу водили не экскурсоводы, а упоминавшиеся бывшие лагерные охранники.
В июле 2014 года по указанию нового руководства «Перми-36» начали распиливать ворота шлюза, через который заключенных ввозили в лагерь. По словам Семаковой, «Никаких действий в отношении зданий и сооружений, относящихся к объектам культурного наследия и наносящим им вред, государственным музеем не осуществлялось», а сами ворота не были должным образом маркированы.
В начале октября 2014-го конфликтующие стороны встретились у первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина. Было принято решение о создании специального органа — совета по развитию музея «Пермь-36», который состоит из представителей общественности, членов АНО и чиновников и занимающегося решением всех вопросов, связанных с музеем. Председателем назначили Владимира Лукина; со стороны чиновников в совет вошёл руководитель администрации губернатора Алексей Фролов.
3 марта 2015 года АНО «Пермь-36», исчерпав все возможности в переговорном процессе с краевой властью о сохранении музея в прежнем виде, объявила о прекращении своей деятельности и начала процедуру самоликвидации.
С 1990-х годов музей поддерживался как самим регионом (через «фонд развития»), так и с помощью иностранных грантов. Первый вид ассигнований шёл на ремонтные и восстановительные работы, зарплату сотрудников и коммунальные платежи, второй посвящался проектной деятельности.
20 апреля 2015 года за иностранное финансирование и участие в политической деятельности руководству АНО "Пермь-36" от Министерства Юстиции РФ был передан акт проверки, в котором под угрозой судебного преследования содержалось требование зарегистрироваться в реестре иностранных агентов.
С 2005 года ежегодно на территории музея политических репрессий «Пермь-36» проходил международный форум «Пилорама», в рамках которого проводились встречи с известными людьми, кинопоказы, выставки, концерты. На него приезжали тысячи людей, в том числе бывшие узники и правозащитники, включая уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина и Сергея Ковалева, общественную активистку Евгению Чирикову, ныне покойного политика Бориса Немцова и многие другие.
В 2012-м краевые власти урезали бюджет фестиваля на 600 тысяч рублей — сумму, которая нужна была для организации дискуссионной программы, однако музей нашёл спонсора. В следующем году сотрудники администрации Пермского края попросили предоставить им программу фестиваля и посоветовали отказаться от некоторых гостей (политолога Глеба Павловского, и Евгения Ройзмана). Получив отказ, через 2 недели министр культуры Пермского края Игорь Гладнев объявил о сокращении бюджета на 50 %, однако музею снова удалось покрыть возникший дефицит. Но местные власти сообщили о том, что не смогут обеспечить безопасность на форуме, из-за чего пришлось его не проводить.
Какой бы срач ни разводили вокруг Музея, мне он очень понравился. Благодаря тому, что находится он на территории реально существовавшей зоны, история представляется более живо. Спасибо руководству музея и экскурсоводу Сергею Дмитриевичу за сердечный приём. Слава Путину!
Использованы материалы сайтов "Наш Урал" и "Википедия".
Фоторепортаж о посещении "Перми-36" ВКонтакте.
В советское время через этот лагерь прошли многие свободомыслящие люди – писатели, ученые, правозащитники. Некоторые заключенные погибли здесь от тяжелых условий.
Лагерь «Пермь-36» просуществовал рекордно долго – до 1988 года. Он закрылся последним из российских лагерей для политзаключенных. К моменту закрытия лагерь «Пермь-36» имел два отделения: участок особого режима и участок строгого режима.
История лагеря в поселке Кучино Чусовского района началась в 1946 году. Сначала заключенные занимались рубкой леса.
В 1954 году лагерь ИТК-6 (так он тогда назывался) сменил профиль. Вплоть до 1972 года в него направляли осужденных за преступления сотрудников советских правоохранительных органов. Поскольку многие из них отлично знали систему охраны таких учреждений, для исключения возможности побегов многократно была усилена охрана лагеря. Территорию обнесли дополнительными заборами.
В 1970-х лагерь приспособили для заключения инакомыслящих. В советское время всегда больше всего боялись свободно мыслящих людей, поэтому лагерь на окраине поселка Кучино выбрали неспроста. Он был максимально защищен от возможных побегов, гарантировал полную изоляцию от внешнего мира.
В документах лагерю присвоили аббревиатуру ВС-389/36. Правозащитники и диссиденты прозвали его по последним цифрам «Пермь-36».
В 1980 году здесь открыли участок особого режима. В него помещали «рецидивистов» - тех людей, которые, отсидев срок за «политические преступления», были осуждены снова. Здесь содержались наиболее честные и вольнолюбивые жители нашей страны, для которых были важны демократические принципы. Те, кто ратовал за наши права и свободы. Именно их советский режим считал «особо опасными преступниками».
Здесь отбывали срок такие личности, как Владимир Буковский, Сергей Ковалев, Юрий Орлов, Валерий Марченко, Натан Щаранский, Глеб Якунин, Левко Лукьяненко. Не все доживали до своего освобождения. Например, здесь погиб известный украинский поэт Василь Стус.
Участок особого режима организовали в бывшем здании лесоперерабатывающего цеха. Камеры здесь всегда были закрыты. Руководством лагеря «Пермь-36» делалось все для того, чтобы полностью изолировать этих заключенных от других.
Идея создания музея ГУЛАГа возникла в 1992 году. Четыре года ушло на подготовку музея к открытию. В 1996 году музей истории политических репрессий «Пермь-36» принял первых посетителей.
Тюремные бараки были отреставрированы. В них разместились экспонаты музея ГУЛАГа. Кое-какие утраченные элементы лагеря (заборы, вышки, сигнально-предупредительные сооружения, инженерные коммуникации) были воссозданы заново.
На территории участка строгого режима сохранились барак 1946 года постройки, штрафной изолятор, медсанчасть, баня с прачечной, штаб, водонапорная башня.
В «Перми-36» можно увидеть аллею, которая была посажена заключенными в 1948 году.
В производственной части участка строгого режима можно увидеть мастерские, цех, пилораму, кочегарку, здание дизельной электростанции и т.д.
"Пермь-36" - это единственный сохранившийся до наших дней лагерь ГУЛАГа! Здесь можно ясно представить, как жили в те суровые времена политические заключенные – так называемые узники совести. Особое впечатление на посетителей музея ГУЛАГа производит «прогулочный дворик», в который иногда выводили на «прогулку» политзаключенных. Это помещение 2х2 метра с колючей проволокой сверху!..
В 2004 году Фонд Мировых Памятников включил «Пермь-36» в список 100 особо охраняемых памятников мировой культуры. В настоящее время идет процедура по включению музея в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 2012 году администрация нового губернатора края Виктора Басаргина приняла решение создать на базе лагерного комплекса «Пермь-36» государственный музей. По итогам встречи правления АНО с губернатором в декабре 2013 года было решено назначить исполнительным директором нового «Государственного автономного учреждения культуры „Пермь-36“» (ГАУК) Татьяну Курсину, занимавшуюся координацией просветительской деятельности музея.
В январе 2014 года в новую госструктуру перенаправили все деньги, которые раньше доставались АНО, и перевели на неё все здания и постройки комплекса. В марте 2014 года Курсина вступила в должность, однако в мае 2014 года она неожиданно без объяснения причин была уволена министром культуры региона Игорем Гладневым. На её место чиновник назначил собственного заместителя Наталью Семакову. В дальнейшем из-за этого «Пермь-36» покинула большая часть сотрудников, из-за чего в музее теперь показывают лишь старые экспозиции.
Часть экспозиций была закрыта из-за недовольства общественной организации политолога Сергея Кургиняна «Суть времени», писавшей открытые письма губернатору и президенту против музея, в чём их поддержали некоторые ветераны пермской системы исполнения наказаний. В 2014 году музей подвергся многократным проверкам со стороны городской и районной прокуратуры, ОБЭПа, антиэкстремистского центра «Э» при краевом ГУ МВД, попутно оперативники посещали и самих работников музея.
21 октября 2014 года в Перми прошел митинг против музея. Пермские коммунисты вышли с лозунгами: «„Пермь-36“ — плевок в наших ветеранов» и «В „Перми-36“ оплакивают фашистских наймитов и захватчиков». Секретарь крайкома КПРФ по идеологии Геннадий Сторожев говорил со сцены: «Сейчас, когда в Донбассе продолжается кровавая бойня, а по улицам городов Украины открыто и нагло маршируют с факелами неофашисты, содержать и лелеять организацию, оправдывающую и героизирующую бандеровцев, — недопустимо!»
30 июля 2013 года правительство Пермского края издало распоряжение "О создании бюджетного учреждения культуры «Пермь-36». Осенью 2013 года автономная некоммерческая организация Мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36» получила статус федеральной, и музей был включён в число национальных мест памяти.
В 2014-м местный минкульт не выделял «Перми-36» субсидии более полугода — с 1 января по 8 июля, из-за чего возникли долги перед поставщиками коммунальных услуг и сотрудниками. Вследствие этого в апреле музейный комплекс оставили без воды и тепла, возникли арбитражные иски от контрагентов. Летом «Пермь-36» с одобрения Семаковой посетили сотрудники НТВ, в итоге выпустившие для программы "Профессия - репортер" сюжет под названием «Пятая колонна», негативно освещающий работу музея. При этом по территории музея съемочную группу водили не экскурсоводы, а упоминавшиеся бывшие лагерные охранники.
В июле 2014 года по указанию нового руководства «Перми-36» начали распиливать ворота шлюза, через который заключенных ввозили в лагерь. По словам Семаковой, «Никаких действий в отношении зданий и сооружений, относящихся к объектам культурного наследия и наносящим им вред, государственным музеем не осуществлялось», а сами ворота не были должным образом маркированы.
В начале октября 2014-го конфликтующие стороны встретились у первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина. Было принято решение о создании специального органа — совета по развитию музея «Пермь-36», который состоит из представителей общественности, членов АНО и чиновников и занимающегося решением всех вопросов, связанных с музеем. Председателем назначили Владимира Лукина; со стороны чиновников в совет вошёл руководитель администрации губернатора Алексей Фролов.
3 марта 2015 года АНО «Пермь-36», исчерпав все возможности в переговорном процессе с краевой властью о сохранении музея в прежнем виде, объявила о прекращении своей деятельности и начала процедуру самоликвидации.
С 1990-х годов музей поддерживался как самим регионом (через «фонд развития»), так и с помощью иностранных грантов. Первый вид ассигнований шёл на ремонтные и восстановительные работы, зарплату сотрудников и коммунальные платежи, второй посвящался проектной деятельности.
20 апреля 2015 года за иностранное финансирование и участие в политической деятельности руководству АНО "Пермь-36" от Министерства Юстиции РФ был передан акт проверки, в котором под угрозой судебного преследования содержалось требование зарегистрироваться в реестре иностранных агентов.
С 2005 года ежегодно на территории музея политических репрессий «Пермь-36» проходил международный форум «Пилорама», в рамках которого проводились встречи с известными людьми, кинопоказы, выставки, концерты. На него приезжали тысячи людей, в том числе бывшие узники и правозащитники, включая уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина и Сергея Ковалева, общественную активистку Евгению Чирикову, ныне покойного политика Бориса Немцова и многие другие.
Какой бы срач ни разводили вокруг Музея, мне он очень понравился. Благодаря тому, что находится он на территории реально существовавшей зоны, история представляется более живо. Спасибо руководству музея и экскурсоводу Сергею Дмитриевичу за сердечный приём. Слава Путину!
Использованы материалы сайтов "Наш Урал" и "Википедия".
Фоторепортаж о посещении "Перми-36" ВКонтакте.